
1550 год. Торговый караван купцов Строгановых спускался по реке Каме. Везли они тогда пушнину в Москву и Казань. И вдруг струги остановились…
— Было ощущение, что судна сели на мель, — рассказывает настоятельно Троицко-Никольского храма, протоиерей Алексей. – Начали прощупывать дно, воды вроде достаточно, чтобы пройти. Вокруг лес. Решили высадиться на лодках на берег.
Недалеко от реки купцы нашли давно покинутую землянку отшельника, а на березе висела деревянная иконка Николая Чудотворца.
— Они начали ей молиться, просить, чтобы путь их благополучно завершился. Когда вернулись на струги, то суда спокойно тронулись. А к концу пути даже все болеющие на стругах незаметно выздоровели, — говорит отец Алексей.
Вернувшись в Москву, купцы поведали свою чудесную историю Ивану Грозному. Тот велел привезти икону к нему. Доставили. Царь даже посвятил ей один из московских храмов – церковь Николы Закамского.
— Через два года царь заболел ногами. И во сне ему дважды явился Николай Чудотворец с требованием вернуть икону на место, — продолжает настоятель храма.
Поэтому царь Иоанн Грозный, украсив святыню драгоценной ризой, вручил красно-белое знамя с четырехконечным крестом, с одной стороны, и, со знаком святителя «С.Ч.Н» (Святитель и Чудотворец Николай) с другой, лично проводил святыню из Москвы на место.
Тогда Строгановы на месте явления иконы построили деревянный храм. Прямо посреди леса, вдали от людей. В память этого чудесного явления, у плывущих на торговых судах по Каме, стало доброй традицией останавливаться здесь — сходить с судов в село Берёзовку и просить благополучия, помолившись у чудотворной иконы. Постепенно здесь же купцы начали обмениваться товарами. Так и основалось небольшое купеческое село Николо-Берёзовское.
С чудесного явления Николо-Березовской иконы началось массовое почитание святителя Николая. И оно обращало на себя внимание еще первых исследователей этих мест. Так, первый в России член-корреспондент Академии наук П.И. Рычков в середине XVIII века замечает, что местные народы, отличающиеся упорным язычеством, чтут чудотворца Николая. Например, у мордвы его образ присутствует в каждом доме. Марийцы имеют свою молитву к этому святому. Кроме этих народов святитель известен удмуртам, чувашам, башкирам и татарам, которые величают его «Божиим Святым».
Проректор Уфимской семинарии кандидат богословских наук Л.С. Суходольский (1826–1882), изучив предания местного населения, приходские архивы и историографию своего времени отметил ключевую роль почитания чудотворной иконы в процессе распространения христианства в Уфимской епархии. По его мнению, начало распространения христиан в этом крае стало возможным только после покорения Казани — с момента, когда царь Иван Грозный грамотой от 1558 года пожаловал обширные земли по рекам Кама, Сылва и Чусовая боярину Григорию Аникеевичу Строганову. Поэтому для первых русских поселенцев, направляемых из Перми, Вычегды и Верхней Камы в пределы Башкирии важнейшим обстоятельством было особенное «знамение благоволения Божия, открывшееся в явлении чудотворной иконы святого Николая на берегу реки Камы».
По оценке этнографа Д.К. Зеленина, «берёзовский Николай Чудотворец – почти единственная и наиболее почитаемая святыня на всей Каме». Молва связывала с этой иконой множество случаев исцеления людей, прекращения падежа скота, избавления от разных напастей — от моровой язвы и до Пугачёвского восстания.
Так, по преданиям, в 1657 году сильная моровая язва охватила село Вознесенское (сейчас город Сарапул в Удмуртской республике). Тогда туда из Николо-Берёзовки привезли икону святого Николая Угодника и совершили крестный ход вокруг села. После этого язва пошла на убыль, а такой крестный ход стали проводить ежегодно вплоть до 1918 года.
Уже вскоре икону стали носить по окрестным селам Прикамья и Уфимской губернии. Жители считали крестный ход с ней великим праздником. Встреча иконы и обход домов сопровождался непрестанным звоном колоколов, молебны шли день и ночь. В городах во встрече участвовал военный гарнизон, сопровождавший икону парадом, а оркестр исполнял гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе …».
Копия этой иконы была поднесена в дар императору Николаю II и великой княгине Елизавете Фёдоровне. А в начале 19 века Елизавета Федоровна Романова дважды приезжала сюда сама — поучаствовать в крестном ходе. После этого в 1816 году на месте деревянного храма возвели каменный.
Вот так чудесное явление иконы, почитание ее и богатая история сделали этот красивый уголок уникальным, целительным местом силы народа, помнящего свои корни. И, благодаря чудотворной иконе святителя Николая, появилось это одно из самых ранних поселений русских на территории Башкортостана.
Сейчас село Николо-Берёзовка – это районный центр муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан. С 2019 года имеет статус «исторического поселения» регионального значения.
Самыми яркими достопримечательностями села является Свято-Никольский храм, расположенный на живописном берегу Камы, здания постройки XIX века, памятник Елизавете Фёдоровне и арт-объект «Ладья Строгановых», посвященный основателям села Николо-Берёзовка – купцам Строгановым. В планах дальнейшая реставрация купеческих домов, пристани и базарной площади.
И именно здесь, в этом историческом месте, с 1994 года ежегодно в Дни славянской письменности и культуры проходит Межрегиональный фольклорный праздник «Никола вешний». Правда, последние несколько лет он проводится под названием «Николай-чудотворец Берёзовский», но это не уменьшает его популярности и значимости. Этот уникальный праздник сочетает в себе церковное и светское, духовное общение и народное веселье, носит исторический и культурно-просветительский характер. Кроме того, он является брендовым мероприятием Краснокамского района Республики Башкортостан.
На праздник съезжаются фольклорные коллективы, хоры и ансамбли русской песни, звонари, мастера-умельцы декоративно-прикладного искусства не только из Республики Башкортостан, но и Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Пермского края, Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Владимирской областей, городов Москва, Суздаль, Владимир.
Ежегодно праздник объединяет творческих людей и всех тех, кто просто интересуется и гордится историей и культурой родной страны и своего родного края.
Приглашаем и Вас!
Адреса оргкомитета
Заявки на участие в фестивале необходимо направить до 30 июля 2025 года на ДВА электронных адреса: nikolskii-hram@yandex.ru, natalia_konda@mail.ru
Телефоны для справок:
8 (34759)7-75-73 — начальник отдела культуры Хафизов Ильдус Идерисович;
8 (34759)7-71-84 — методисты МБУК «Центральный районный дом культуры»;
8 9659479900 — историко-культурный центр «Никольский храм» Апакова Елена Евгеньевна.
Адрес места проведения Фестиваля — Республика Башкортостан, Краснокамский район, с.Николо- Березовка, ул. Карла Маркса, д.1.






















В России появятся два новых праздника!