Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК CENTER OF DEVELOPMENT OF LEGAL CLINICS
Информация об оказании бесплатной юридической помощи Государственным автономным учреждением культуры Свердловской области «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества»
1. ПОРЯДОК И СЛУЧАИ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ:
Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества» оказывает бесплатную юридическую помощь по следующим вопросам:
- сохранения и развития любительского искусства и самодеятельного народного творчества,
- методического, организационно-творческого и информационного обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений и других субъектов культурной политики по предмету деятельности,
- создания благоприятных условий для организации культурного досуга населения и реализации прав человека на занятие творческой деятельностью,
- повышения уровня культурно-досуговой деятельности, совершенствования форм организации досуга населения.
Бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Право на получение бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания,
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) лица, страдающие психическими расстройствами при оказании им психиатрической помощи за исключением лиц, представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих;
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами Свердловской области.
Бесплатная юридическая помощь оказывается Государственным автономным учреждением культуры Свердловской области «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества» по вопросам, относящимся к его компетенции в виде:
- правового консультирования в устной и письменной форме,
- представления интересов гражданина в государственных и муниципальных организация в случае обжалования во внесудебном порядке актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области и их должностных лиц.
За оказанием бесплатной юридической помощи необходимо обращаться к начальнику юридического отдела ГАУК СО СГОДНТ Нестеровой Ирине Юрьевне, по адресу: 620088, г. Екатеринбург, ул. Фестивальная, 12, кабинет № 300/4 тел. 360-55-23, с понедельника по пятницу с 09 ч 00 мин до 18 ч 00 мин (перерыв с 13 ч 00 мин до 14 ч 00 мин).
2. СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ГАРАНТИРОВАННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН, ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПРЕДЕЛЫ ИСПОЛНЕНИЯ ТАКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ:
Гарантированные законодательством Российской Федерации права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы юридических лиц в сфере культуры содержатся в нормативных правовых актах как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.
Статья 44 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит следующие гарантии в сфере культуры:
1) каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; интеллектуальная собственность охраняется законом;
2) каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1 устанавливают, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности и только федеральными законами могут быть установлены особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (ст.19). Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры (ст.6).
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст.8).
Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений (ст.9).
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства (ст.10).
Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности (ст.11).
Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации. Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.12).
Каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (ст.13).
Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты. Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируется законодательством Российской Федерации (ст.14).
Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (ст.15).
Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях (ст.16).
Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (ст.17).
Граждане Российской Федерации имеют право осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств (ст.18).
Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально-государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данных территориях (ст.20).
Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию. Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств. Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе:
- разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
- проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;
- содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
- создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, региональные и иные ассоциации.
Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, а также общероссийские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со своим статусом. Реализация одними этническими общностями права на культурно-национальную автономию не должна наносить ущерб другим национальным общностям (ст.21).
Постановлением Правительства Свердловской области от 22.05.2013 г. № 659-ПП утвержден Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки по бесплатному обслуживанию в областных государственных учреждениях культуры и искусства лицам, которым присвоено почетное звание Свердловской области «Почетный гражданин Свердловской области», а также лицам, награжденным знаком отличия Свердловской области «За заслуги перед Свердловской областью» I степени, в случае, если им не присвоено почетное звание Свердловской области «Почетный гражданин Свердловской области».
Основными средствами защиты прав, свобод и законных интересов являются:
- создание и деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суд, прокуратура, государственные инспекции и др.),
- существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели: адвокатура, общество защиты прав потребителей, а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. п.);
- активная деятельность самих граждан.
Защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется на основании статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 19 Устава Свердловской области (Закон Свердловской области от 23.12.2010 № 105-ОЗ) устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации:
1) каждый вправе защищать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц всеми предоставленными законом способами. Признается и гарантируется право граждан на объединение в профессиональные союзы для защиты экономических, трудовых и социальных прав и свобод;
2) каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина;
3) каждому гарантируется право на юридическую помощь.
Для содействия гражданам в защите их прав и законных интересов, нарушаемых действиями (бездействием) или решениями органов государственной власти Свердловской области, иных государственных органов Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Свердловской области.
Помимо прав, свобод и законных интересов действующим законодательством устанавливаются и обязанности в сфере культуры. К примеру, статья 44 Конституции Российской Федерации содержит следующую обязанность гражданина Российской Федерации: каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ст. 62 Основ законодательства Российской Федерации о культуре ответственность за нарушение законодательства о культуре устанавливается законодательством Российской Федерации.
3. КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ:
Компетенция, порядок деятельности государственного автономного учреждения культуры Свердловской области «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества», компетенция Правительства Свердловской области, компетенция Министерства культуры Свердловской области в области управления Дворцом, а также полномочия генерального директора ГАУК СО СГОДНТ и наблюдательного совета, определены постановлением правительства Свердловской области от 07.07.2009 г. № 804-ПП «О создании государственного автономного учреждения культуры Свердловской области «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества» путем изменения типа существующего государственного учреждения культуры «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества» с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 12.04.2010 г. № 600-ПП, от 04.04.2013 г. № 439-ПП.
Подробную информацию о деятельности учреждения можно найти на сайте www.bus.gov.ru.
4. ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ (РАБОТ):
Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества» организует оказание следующих государственных услуг (работ):
- работы по организации и проведению культурно-массовых мероприятий (фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных мероприятий),
- работы по сохранению материального и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в области традиционной народной культуры,
- методическая работа в сфере народного творчества и культурно-досуговой деятельности.
Предоставление государственных и муниципальных (работ) учреждением, регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в соответствии с Постановление Правительства Свердловской области от 26 апреля 2011 г. N 466-ПП «Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Свердловской области в сфере культуры и искусства, историко-культурного наследия, туризма и туристской деятельности, и одобрении примерного базового (отраслевого) перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями Свердловской области в сфере культуры и искусства».
5. ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ИМ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ:
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Для Государственного автономного учреждения культуры Свердловской области «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества» вышестоящим органом является Министерства культуры Свердловской области.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
6. ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПИЧНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАКИХ ДЕЙСТВИЙ:
Полномочия Государственного автономного учреждения культуры Свердловской области «Свердловский государственный областной Дворец народного творчества» не предполагают установления, изменения или прекращения прав и обязанностей физических или юридических лиц по их обращениям.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОКАЗАНИЮ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №324 — ФЗ
- Постановление Правительства Свердловской области от 25 апреля 2013 г. №.529
- Закон Свердловской области от 5 октября 2012 г. №79-03
Бесплатная юридическая помощь по всем сферам деятельности оказывается также ГКУ СО «Государственное юридическое бюро по Свердловской области».
Информация о деятельности, правилах и режиме работы содержаться на официальном сайте ГКУ СО «Государственное юридическое бюро по Свердловской области» http://www.gubso.ru/
Областные документы